Апостиль и легализация документов

Легализация документа – это выполнение ряда процедур для придания документу юридической силы на территории другого государства.

По своей сути легализация – это подтверждение полномочий и подлинности подписи должностного лица, а также штампа и печати той государственной инстанции, которая выдала документ. После прохождения легализации такой документ можно представлять в официальные органы другого государства.

Существует два основных вида легализации документов:

Проставление апостиля (подробнее здесь) – способ легализации документов для представления в инстанции стран, являющихся участниками Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов (подписана 5 октября 1961 года).

Консульская легализация – способ легализации документов для представления в инстанции стран, НЕ являющихся участниками Гаагской конвенции.

Таким образом, выбор вида легализации в каждом конкретном случае зависит от страны, в официальные органы которой планируется представлять документ.

Случаи, когда не требуется легализация документа

1. Если учреждение, куда планируется представлять документ, не требует его легализации.

2. Если документ относится к виду документов, не подлежащих легализации (документы, напрямую связанные с коммерческими или таможенными операциями: таможенные декларации, соглашения о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов, счета, документы о перемещении товаров через границу и т. д., документы, противоречащие законодательству России или способные своим содержанием нанести ущерб интересам Российской Федерации).

3. Если между Россией и страной, на территории которой планируется использовать документ, подписано международное соглашение о правовой взаимопомощи, согласно которому между государствами действует упрощённая схема документооборота, отменяющая необходимость легализации.

Двусторонние договоры об оказании правовой помощи по гражданским делам:
Арабская Республика Египет (Москва, 23 сентября 1997 года);
Азербайджанская Республика (Москва, 22 декабря 1992 года);
Алжирская Народная Демократическая Республика (Алжир, 23 февраля 1982 года);
Аргентинская Республика (Москва, 20 ноября 2000 год);
Венгерская Народная Республика (Москва, 15 июля 1958 года);
Греческая Республика (Афины, 21 мая 1981 года);
Индия (Нью-Дели, 3 октября 2000 год);
Иракская Республика (Москва, 22 июня 1973 года);
Исламская Республика Иран (Тегеран, 5 марта 1996 года);
Китайская Народная Республика (Пекин, 19 июня 1992 года);
Корейская Народно-Демократическая Республика (Пхеньян, 16 декабря 1957 года);
Королевство Испания (Мадрид, 26 октября 1990 года);
Латвийская Республика (Рига, 3 февраля 1993 года);
Литовская Республика (Вильнюс, 21 июля 1992 года);
Македония (Москва, 24 февраля 1962 года);
Народная Республика Албания (Москва, 30 июня 1958 года);
Народная Демократическая Республика Йемен (Москва, 6 декабря 1985 года);
Народная Республика Болгария (Москва, 19 февраля 1975 года);
Республика Польша (Варшава, 16 сентября 1996 года);
Республика Молдова (Москва, 25 февраля 1993 года);
Республика Кыргызстан (Бишкек, 14 сентября 1992 года);
Республика Кипр (Москва, 19 января 1984 года);
Румынская Народная Республика (Москва, 3 апреля 1958 года);
Словакия (Москва, 12 августа 1982 года, вступил в силу с 01.01.1993 г.);
Социалистическая Республика Вьетнам (Москва, 10 декабря 1981 года);
Словения (Москва, 24 февраля 1962 года);
Чехия (Москва, 12 августа 1982 года, вступил в силу с 01.01.1993 г.);
Эстонская Республика (Москва, 26 января 1993 года);
Япония (Токио, 12 мая 2009 года).

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 года). Участники конвенции:

Азербайджан;
Армения;
Белоруссия;
Грузия;
Казахстан;
Киргизия;
Молдавия;
Российская Федерация;
Таджикистан;
Туркмения;
Узбекистан;
Украина.

Апостиль на документы в Москве